Ребенка обижают в школе — что делать родителям
Содержание
Ребенка обижают в школе — что делать родителям
Было такое и в «благополучной» советской школе, не зря же в 80-х фильм Ролана Быкова «Чучело» произвело эффект разорвавшейся бомбы, когда об издевательствах сверстников впервые было сказано вслух.
Есть два пути борьбы с буллингом. Первый этап – психологический, второй – юридический. Вот об этом я и предлагаю сегодня поговорить.
Если ребенка обижают в школе, что делать родителям? Прощать насмешки, обзывания, запугивания и тем более физическое насилие ни в коем случае нельзя. Что же делать конкретно, чтобы ребенка в школе не обижали, вам подскажут советы психолога.
Моего ребенка травят в школе. Что делать? Пошаговая инструкция для родителей
Буллинг — это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективом. Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, который может отразиться на их здоровье. В рамках антибуллинговой кампании Травли.Net в благотворительной организации «Журавлик» сделали памятку, как действовать родителям, чьи дети стали жертвами травли в коллективе. «Литтлван» рекомендует всем папам и мамам прочесть ее и поделиться ссылкой с другими родителями.
Поговорите с педагогами и психологами
- Школьный психолог, социальный педагог, администрация школы.
Разговаривайте в русле «есть сложная ситуация, давайте вместе что-то сделаем» (вместо «все плохие, мы хорошие») — так эффективнее. Фиксируйте результаты обсуждения, лучше письменно: конкретные шаги, конкретные сроки. - Согласительная комиссия в школе.
Создание таких комиссий предусмотрено законодательством. Входить в нее могут представители родителей, учеников (старшей, средней и начальной школы), администрации школы, а также приглашенные со стороны участники — медиаторы, психологи. Работу такой комиссии можно описать в положении, которое принимает школа. Решения комиссии можно сделать обязательными для исполнения на территории школы. Комиссия может пригласить на свое заседание участников конфликта с целью его урегулировать. Это не карательный орган, а орган, который может разобраться в ситуации и помочь детям с ней справиться. Если такой комиссии в школе нет, то можно предложить ее создать — написать администрации свое предложение в письменном виде. - Медиаторы и представители НКО.
Это люди, которые профессионально занимаются разрешением конфликтов. АНО БО «Журавлик» может порекомендовать, к кому обратиться.
Главное не допустить, чтобы все стало хуже. Каждый участник должен осознать, насколько травматична ситуация, какую роль он в ней играет, что можно было сделать, чтобы до травли не дошло.
Если разговоры не работают
Если травля — психологическая или физическая — продолжается, пора переходить к юридическим методам.
Имейте в виду: Если школа не защищает ребенка, на учителей или администрацию по решению суда могут наложить денежный штраф. Обратиться в суд с административным иском могут сами родители или прокурор (от их имени).
Цитата из Кодекса об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 5.57). Используйте при обращении в органы образования или прокуратуру.
«Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод детей в образовательном учреждении (в том числе права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья) либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на соответствующих должностных лиц и на само учреждение».
Что делать, если травля не связана с физическим насилием
Ребенка постоянно обижают и оскорбляют, ему объявляют бойкот, высмеивают на уроках, подкидывают оскорбительные записки, портят или прячут вещи.
1. Обратитесь к администрации школы.
К классному руководителю, школьному психологу, директору.
Напишите заявление: стоит указать все факты, которые свидетельствуют о травле, описать, к чему это все привело. Письменное обращение — свидетельство того, что проблема есть и вы о ней говорили. По закону администрация обязана отреагировать на обращение в течение 30 дней.
Почитайте, что написано про такие ситуации в Уставе школы.
2. Предложите, как остановить травлю.
Если вы хотите остаться в этой школе, предложите создать согласительную комиссию. При этом важно, чтобы вы сами были готовы активно участвовать в ее работе. В комиссию могут войти представители школы, родители, сами ученики: они принимают решения и резолюции, которые становятся обязательными.
Обратиться в объединение учащихся (если оно есть в школе) или предложить его создать.
Предложить привлечь к урегулированию конфликта старших школьников.
Привлечь медиатора, хорошо бы сразу с конкретной кандидатурой (можно указывать сразу в первом заявлении в школу).
3. Если школа не реагирует, обратитесь к чиновникам.
Куда можно написать заявление:
- в Управление образования вашего города или области: потребовать проверить действия школьной администрации и учителей;
- в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора: у них есть право контроля за соблюдением прав учащихся, они обязаны реагировать на обращения по вопросам образования;
- уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. В их компетенцию входят вопросы соблюдения прав ребенка.
Чиновники обязаны реагировать на обращения граждан и отвечать на такие обращения в течение 30 дней (с момента получения). По результатам обращений могут быть проведены проверки. Иногда после проверок возбуждаются дела о применении мер административной ответственности, если в ходе проверок выясняется, что учителя и администрация школы не соблюдали требования Закона об образовании, не способствовали урегулированию конфликта, сами принимали в нем участие.
4. Привлеките внимание общественности.
Напишите посты в соцсетях, попросите расшарить информацию всех, кто вас читает.
Попробуйте привлечь журналистов: позвонить в редакцию газеты или на телеканал.
Кроме того, можно обратиться в некоммерческие организации: во многих регионах РФ уже есть НКО, которые занимаются вопросами травли.
Что дальше
Если ситуация не меняется, стоит подумать о смене школы.
Можно обратиться к адвокату и подать иск в суд с требованием о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда. Ответчиком по иску будут родители тех, кто начал (и продолжил) травлю.
Сходите с ребенком к психологу: нужно зафиксировать его состояние (подавленность, депрессия), это поможет при определении размера компенсации за причинение морального вреда.
Физический вред. Как только случится что-то серьезнее небольшого синяка.
Если ребенок приходит домой с порезами или ожогами, если синяки и ссадины появляются постоянно, если ему что-то сломали — все неюридические способы разрешения ситуации прекращаются. Пора приступить к правовой защите.
1. Перестаньте водить ребёнка в школу.
Как минимум — на время, пока ситуация не решится. Как максимум — подумайте о переходе в другую школу.
2. Соберите доказательства.
- Сделайте медицинское освидетельствование ребенка: снимите побои максимально подробно, возьмите справку у врача, сами сделайте фото и видео.
- Запишите на диктофон или на видео разговоры (звонки, переговоры) участников травли.
- Сохраните испорченные вещи, зафиксируйте дату и подробности того, как их испортили.
- Сделайте скриншоты переписки в чате, сохраните электронные письма.
- Запишите имена свидетелей физического насилия или порчи вещей.
3. Напишите заявление в прокуратуру и полицию.
Будет здорово, если для начала вы проконсультируетесь у адвоката или у специалистов НКО: они подскажут, на какие нормативные акты ссылаться в заявлении.
Прокуратура следит за соблюдением закона, а закон гарантирует ребенку право на безопасную среду во время обучения. Поэтому прокуратура обязана расследовать, как школьная администрация соблюдает эти требования.
В полицию идти обязательно, если причинен вред здоровью средней тяжести и выше. Полиция обязана провести расследование и решить вопрос о возбуждении уголовного дела.
Оба заявления можно написать в свободной форме: просто опишите, что именно случилось. Главное, чтобы вы указали факты и приложили все доказательства, которые удалось собрать.
4. Обратитесь к чиновникам.
Куда можно написать заявление:
- в Управление образования вашего города или области: потребуйте проверить действия школьной администрации и учителей.
- в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора: они обязаны реагировать на любые обращения по вопросам образования.
- Уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе.
5. Привлеките внимание общественности.
Напишите посты в соцсетях, попросите расшарить информацию всех, кто вас читает.
Попробуйте привлечь журналистов: позвонить в редакцию газеты или на телеканал.
Ещё можно обратиться к муниципальным депутатам и в некоммерческие организации: во многих регионах есть НКО, которые занимаются вопросами травли.
Что дальше
- Если возбуждено уголовное дело:
поддерживайте контакт со следователем и помогайте в расследовании, насколько это возможно. - Если прокуратура и полиция не реагируют:
в течение 30 дней с момента вашего заявления, напишите в областную прокуратуру вместо районной, в главное управление МВД, Министерство образования, Рособрнадзор и Роспотребнадзор. - Если у вас есть медицинское заключение о состоянии ребёнка (и тем более если он проходил лечение):
предъявите школе иск о возмещении вреда здоровью. Сохраняйте все чеки за купленные лекарства, справки и заключения от врачей.
Памятка в формате иллюстрации — на сайте проекта.
Кто виноват и что делать?
Для решения проблемы необходимо прояснить ее основные аспекты, а именно: кто и за что обижает вашего ребенка. Разберем их по порядку.
Для начала необходимо выяснить, является ли данная ситуация групповой травлей или в этом замешаны один-два человека. Это важно, потому что травля — болезнь всего коллектива и лечится она только совместными усилиями педагогов, психологов и родителей. Более подробно про травлю можете прочитать в статье психолога Людмилы Петрановской и педагога Ирины Лукьяновой.
Если при травле основной задачей является корректировка взрослым человеком «правил игры», которые составили сами дети, то во втором случае достаточно поставить в известность классного руководителя и настоять на воспитательной беседе в присутствии вас и родителей обидчиков. При необходимости — повторить, чтобы родители обидчиков понимали: родители обиженного ребенка контролируют ситуацию и в случае новых обид начнут активно действовать.
Важный момент: родители обиженного ребенка часто опасаются, что их вмешательство лишь раззадорит хулиганов, поэтому предпочитают не вмешиваться. Но это как раз то, на что рассчитывают задиры. Уверенность в том, что «жертва» не обратится за помощью, гарантирует им безопасность и развязывает руки, поэтому подобные поступки должны пресекаться жестко и бескомпромиссно. Обидчики должны осознать, что за этим ребенком стоят взрослые люди, знающие об их развлечениях и настроенные серьезно.
Ребенку же следует объяснить, что любые принципы вроде «ябедничать плохо» придуманы как раз обидчиками с конкретной целью: не дать обратиться за помощью.
Но вот что важно: нельзя отчитывать обидчиков при остальном классе, так как желание вернуть свой авторитет в группе может оказаться сильнее страха последствий. Такие воспитательные беседы следует вести в узком кругу: обидчики и их родители, родители обижаемого ребенка, классный руководитель, представители школьной администрации, школьный психолог.
За что обычно обижают ребенка, мы рассмотрим более подробно в следующей статье, а пока необходимо отметить очень важный момент. Часто сталкиваются два противоположных мнения: одни говорят, что ребенок сам провоцирует травлю, другие — что виноваты только обидчики. Важно понимать, что у обидчиков своя ответственность, которую они должны нести, а у «жертвы» может быть своя. Если ребенок сильно отличается от остальных и это спровоцировало травлю, то это не снимает ответственности с тех, кто травит, но не стоит игнорировать и поведение самого ребенка. Решать проблему надо с обеих сторон. Если ребенок, которого обижают, ходит в школу неряшливым, то надо и его в порядок привести. Не потому, что он «сам виноват», а для того, чтобы снизить риск дальнейшего «внимания» со стороны класса. Разумеется, эта рекомендации касается лишь тех случаев, когда факторы риска можно уменьшить.
Если же обижают за врожденные признаки (веснушки, рост, голос), то обидчикам следует дать отпор, а ребенку — поддержку. Не утешение, потому что утешение — это прерывание переживания. Не жалость, потому что жалость — это признание поражения. А именно поддержку: «Я вижу твои чувства. Ты переживаешь, и это нормально. Ты можешь плакать, если тебе больно, и злиться, если ты зол. Я рядом с тобой, и мы преодолеем все трудности. Я верю в тебя, и ты всегда можешь рассчитывать на мою поддержку и защиту».
Итак, алгоритм действия следующий. Если вы узнали, что ребенка обижают, то сперва стоит удостовериться в том, что проблема существует, поговорив с учителями, психологом и ребенком. После этого необходимо успокоиться и набраться сил, чтобы быть достаточной опорой для ребенка, а не дополнительной проблемой. Далее можно приступать к разбирательствам, желательно задействовав психолого-педагогический состав школы. Итог должен быть удовлетворительным прежде всего для вашего ребенка: любое давление и насилие должно быть пресечено, обидчики — предупреждены, факторы риска по возможности устранены, а сам ребенок должен чувствовать защиту, заботу и поддержку от взрослых, которые его окружают. Ведь это так важно — знать, что ты не один.