Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы
Содержание
Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 257.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 257.
Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся учёный, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Предлагаем краткий анализ «Ода на день восшествия на престол…» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
Краткий анализ текста
Ода Ломоносова Елизавете Петровне написана в 1747 году в честь годовщины знаменательного события — начала правления государыни. Она взошла на престол в 1741 г. Создание оды приурочено к шестилетию царствования. Стих посвящён заслугам монаршей особы. Структура произведения включает 3 части:
- Поэт прославляет тишину и мудрую правительницу, щедро осыпая обеих комплиментами.
- Рассказывается о щедротах и просторах отчизны, перечисляются земные богатства.
- Снова превозносятся хвалебные речи в адрес монархини и подчёркивается её роль в развитии просвещения.
Анализ особенностей произведения позволяет определить, что его литературный жанр — ода. Такой выбор Ломоносов сделал по двум причинам. Во-первых, это направление было излюбленным у поэта. Во-вторых, ода лучше всего подходит для случаев, когда нужно в торжественной форме рассказать о заслугах монарха. Текст написан четырёхстопным ямбом — типичным размером для оды. Михаил Васильевич часто применял его в своём творчестве. Виды рифмовки:
- перекрёстная;
- опоясывающая;
- смежная.
Михаил Васильевич мастерски использует средства выразительности, которые равномерно распределены по тексту. Примеры тропов:
- метафора — «ума плоды»;
- эпитеты: «щедрая», «великая», «земные», «глубокие», «жестокая»;
- олицетворение: «наглы вихри, не дерзайте», «внимай, вселенна», «хощет лира восхищена», «Марс страшился»;
- гипербола — «чрез горы, реки и моря»;
- сравнение — «зрак прекраснее рая»;
- славянизмы: «град», «дщерь», «выя», «узреть».
Композиция и содержание
Для оды характерна логическая связь всех частей. Такова особенность жанра. В ломоносовском произведении первая часть посвящена достоинствам императрицы, но начинается она с того, что рассказчик воздаёт хвалу тишине, называя её «возлюбленной». Природные и рукотворные чудеса, которыми восторгается автор:
- «блаженство сёл, градов ограда»;
- «цветы»;
- «класы на полях»;
- «сокровищ полны корабли»;
- «бисер»;
- «злато»;
- «порфира».
Затем поэт плавно переходит к описанию достоинств императрицы и перечислению её заслуг. Обращаясь к тишине, он пишет: «Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя». Этот короткий отрывок показывает степень торжественности стиха. Согласно правилам написания оды, часть, посвящённая важной персоне, самая большая по объёму, ведь в ней говорится о достоинствах и славных деяниях той, кому посвящено произведение. В рамках стихотворного творения охарактеризовать заслуги государыни можно лишь кратко. Ломоносов сделал это, упомянув самые важные достижения:
- «расширять науки изволила Елисавет»;
- «тебя в Россию возвратила» (поэт обращается к тишине, подразумевая под ней мир);
- «войне поставила конец»;
- «на престол взвела с собою доброт… прекрасный лик».
Третья часть творения — наиболее пафосная и торжественная. В ней автор обращается к природе, призывая её «разглашать» мудрые деяния монархини и рассказывать о славных временах. Потом поэт беседует с потомками, призывая их учиться и прославлять образованностью страну.
Центральная тема
Ключевая тема оды — похвалы в адрес царицы. Но Михаил Васильевич не ограничивается хвалебной песнью. Он затрагивает ещё одну тему, актуальную во все времена — важность просвещения и науки. Для развития государства нужны два фактора: мирная обстановка и образованное население. Это понимали не только государи, но и обычные образованные граждане, к которым относился и Ломоносов.
Послание адресовано каждому, кто заботится о благе государства и считает честью служить для него. Автор обращается и к современникам, и к потомкам, убеждая их в важности культуры, образования и нравственного развития. В первой части поэмы он перечисляет природные красоты и богатства, а во второй подчёркивает, что не менее важны духовные ценности
. Главная мысль заключается в том, что каждый должен стремиться к знаниям и поддерживать государыню.
Многие славные деяния императрицы нашли отражение в торжественной оде «На день восшествия на престол Елизаветы». Текст хорошо передаёт атмосферу времени, в которое он был написан, и даёт представление о заслугах правящей особы.