Надену на душу московское кольцо. Улицы Бульварного кольца. История
Содержание
- 1 Надену на душу московское кольцо. Улицы Бульварного кольца. История
- 1.1 Бульварное кольцо
- 1.1.1 Сначала на месте современного Бульварного кольца были земляные валы. Затем на них поставили деревянные стены. А в конце XVI века появился «Царев белый каменный город».
- 1.1.2 Хотя Белый город был не только оборонительным сооружением, но и украшением Москвы, к XVIII веку его стены обветшали. Например, в 1750 году часть стены обрушилась и задавила несколько человек.
- 1.1.3 Первый бульвар — Тверской — появился в 1796 году. Вскоре Бульварное кольцо стало любимым местом отдыха москвичей, а Виссарион Белинский назвал его украшением Москвы.
- 1.1.4 В начале ХХ века Бульварное кольцо стало главной транспортной магистралью Москвы и получило новое имя — «кольцо «А».
- 1.1.5 Бульварное кольцо всегда было в центре московских событий, будь то народные гуляния, строительство метро, революции или войны.
- 1.2 Храм Христа Спасителя
- 1.1 Бульварное кольцо
- VK
Двести лет назад, весной 1819 года, городские власти вплотную приступили к обустройству московского Бульварного кольца. Остатки крепостной стены были убраны, территория приведена в порядок. Осталось только посадить деревья, проложить дорожки, завести фонтаны. Самое приятное осталось.
Бульварное кольцо
На самом деле это вовсе не кольцо. Это подкова из десяти бульваров и тринадцати площадей в центре Москвы. А когда-то здесь была граница города, которую защищала каменная крепость.
Сначала на месте современного Бульварного кольца были земляные валы. Затем на них поставили деревянные стены. А в конце XVI века появился «Царев белый каменный город».
Эта фортификация стала третьим рубежом защиты после стен Кремля и Китай-города. А ее название связывали, по одной версии, с используемым в строительстве белым камнем, по другой — с «белой» землей, свободной от уплаты податей.
Стена Белого города начиналась от храма Христа Спасителя и заканчивалась на месте впадения Яузы в Москву-реку. Длина будущего Бульварного кольца составляла чуть больше 9 километров, а толщина стен крепости колебалась от 4,5 до 6 метров. На пересечении стены Белого города с радиальными улицами стояли 27 мощных шатровых башен. Десять из них были проездными, 17 — глухими. Высота стен достигала 10 метров, а башен — 13-20 метров.
Хотя Белый город был не только оборонительным сооружением, но и украшением Москвы, к XVIII веку его стены обветшали. Например, в 1750 году часть стены обрушилась и задавила несколько человек.
Надобность в оборонительном сооружении к тому времени уже отпала. А в Европе тогда уничтожали средневековые крепостные валы и создавали на их месте аллеи. Немецкое слово «болверк» во Франции стало «булевардом», а в России — «бульваром» (в народе чаще можно было услышать «гульвар»). Оно означало «крепость», но стало названием для городских прогулочных аллей.
В 1774 году появился Каменный приказ, который должен был устроить бульвары в Москве — разобрать укрепления, разровнять землю, высадить деревья. Уже в следующем году Екатерина II утвердила план демонтажа стен Белого города: на их месте должны были появиться аллеи деревьев, а на месте проездных башен — площади.
В конце XVIII века укрепления разобрали, а камень использовали в строительстве домов, в первую очередь, Воспитательного дома. И вскоре оборонительный вал превратился в зеленый пояс бульваров. Лишь имена площадей — Никитских ворот, Арбатских ворот, Мясницких ворот, Петровских ворот, Покровских ворот, Яузских ворот — хранят память о Белом городе и отсутствием ворот вводят в замешательство туристов.
Первый бульвар — Тверской — появился в 1796 году. Вскоре Бульварное кольцо стало любимым местом отдыха москвичей, а Виссарион Белинский назвал его украшением Москвы.
Бульварное кольцо было не только местом прогулок, но и светской гостиной. Здесь можно было показать себя во всей красе. Например, Лев Толстой, трое его братьев и сестра вместе с гувернером доезжали в экипаже от дома на Плющихе до Гоголевского бульвара, проходили его, потом шли по Никитскому, и иногда дальше — по Тверскому. Больше всего юного Толстого занимало, как менялось обращение старших по мере приближения к Пушкинской площади: на Гоголевском бульваре можно было себя чувствовать свободно, говорить по-русски, а сестру называть Машенькой. На Никитском использовался французский, демонстрировались изысканные манеры, а сестру звали «Мари». А на Тверском обязательными становились английский, подчеркнутая чопорность и имя «Мэри».
В начале ХХ века Бульварное кольцо стало главной транспортной магистралью Москвы и получило новое имя — «кольцо «А».
29 февраля 1911 года по бульварам прошел первый трамвайный маршрут «А», который москвичи ласково называли «Аннушкой». В отличие от бульваров, трамвай шел по кольцу, проезжая вдоль Кремля.
В 1930-1940-х годах этот маршрут называли «театральным», так как одна из остановок была на Тверском бульваре у Камерного театра (сейчас — Театра имени А.С. Пушкина). А еще на пути следования «Аннушки» располагались знаменитые кинотеатры: у Никитских ворот — «Унион», у Покровских — «Аврора», на Арбатской площади — «Художественный», на Чистопрудном бульваре — «Колизей».
Бульварное кольцо всегда было в центре московских событий, будь то народные гуляния, строительство метро, революции или войны.
Городские власти старались поддерживать на бульварах порядок, но уже в 1862 году инспекция не досчиталась огромного количества деревьев, газон был измят, ограда сломана. Генерал-губернатор Москвы доложил об этом царю, и на Бульварном кольце появились смотрители, следящие за порядком. Тогда на бульварах запретили выгуливать собак, ездить на велосипедах, возить тележки и даже нести чемоданы.
Сильно пострадало Бульварное кольцо в 1941 году из-за фашистских бомбежек. Но как только война закончилась, бульвары ожили вновь: здесь посадили 4 000 деревьев и более 130 000 кустарников.
К празднованию 800-летия столицы старую ограду кольца заменили чугунным барьером с индивидуальным орнаментом для каждого бульвара, входы оформили светильниками и вазонами, садовые скамейки заменили деревянными диванами. Сейчас Бульварное кольцо вновь благоустраивается.
Храм Христа Спасителя
С Бульварным кольцом Москвы лучше начинать знакомиться с храма Христа Спасителя. Величественное здание, воздвигнутое в честь павших героев Отечественной войны с Наполеоном, долгое время служило Кафедральным собором для Русской православной церкви. Начиная с 1839 года, храм строился на народные пожертвования долгие 44 года. Россия не знала лучшего. Только столичный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге по грациозности и красоте был ему равным. Не случайно памятный собор был возведен на месте примыкания крепостной стены к Москве-реке, тем самым освещая славу всех российских героев.
Во времена сталинских преобразований храм разрушили, и только в конце XX века он возродился.