Ребенка обижают в школе
Ребенка обижают в школе. Что делать?
Приблизительное время чтения: 7 мин.
С первого класса детям традиционно объясняют, что школа — это второй дом. Отчасти это так и есть, учитывая, сколько времени дети в школе проводят. Однако что там, в этом втором доме, происходит, зачастую неизвестно ни родителям, ни учителям. Ведь детский коллектив — это сложный живой организм, живущий по своим законам. Но предположим, вы все же узнали, что ребенка обижают в школе. Что делать?
Давайте разбираться вместе с педагогом-психологом Глебом Ткаченко, победителем всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России ― 2020» в специализированной номинации «Покорение вершин профессиональной культуры».
Очкарик
— Ты чего туда залез, надулся как сыч, а? Слезай, обедать пора.
Это мама меня зовет. А вон там, на дубе, на во-он той толстой ветке — видите? — это я.
— Не слезу! — буркнул я. Я не слезу, потому что никто меня не понимает и не любит. Родители целыми днями на работе, им не до меня, а друзья. был у меня друг Васька, но теперь нет у меня друга. На прошлой неделе не стал, видите ли, решать ему задачу на контрольной, так он теперь меня очкариком дразнит. А если у меня у самого мало времени было? И вижу я плохо. теперь сразу — очкарик?
— Слезай, сынок, поговорить надо.
Это папа. Слезаю.
— Что ты, молодец, не весел? Проблемы в школе?
— Двойку получил, что ли? — Папа сел на лавку под деревом и жестом пригласил меня сесть рядом.
— Если бы. хуже. Васька дразнится и другие тоже за ним. Я же говорил, не нужно мне было эти очки покупать. Ведь и так видно, если прищуриться. Помнишь Ленку из 2-го «Б»? У нее очки, как у пирата, один глаз заклеен был. Ее так довели, что родители ее из школы забрали, теперь дома учится.
— Да, проблема есть, — нахмурился папа.
— Еще какая! Давай я больше не буду их надевать? — с надеждой спросил я.
— Понимаешь, сын, если не носить очки, то ты будешь видеть все хуже и хуже. Мы решим проблему по-другому. Ты знаешь, чего хотят те, кто дразнится?
— Конечно! Хотят, чтобы я им в глаз дал!
— Ха-ха! Не думаю. Секрет в том, что эти ребята просто не уверены в себе. Такие дети на самом деле трусливые и несчастные, родители не играют с ними, не смеются вместе. Им не хватает внимания, вот они и задираются. Они хотят, чтобы ты вышел из себя, разозлился, почувствовал себя таким же несчастным, как они. Понимаешь? Они хотят достать тебя, почувствовать себя победителями, ведь в жизни они все время проигрывают. Не дай им победить тебя. Знаешь, как?
— Не обращать внимания?
— Можно, но трудно. Если не обращать внимания, они своей цели — достать тебя — не достигнут и отстанут. Но будут пытаться долго, пока не поймут, что тебя не проймешь, не выведешь из себя, что ты крепкий орешек. Если чувствуешь, что сможешь продержаться, то попробуй. Как такой выход?
— Не знаю, не думаю, что они отстанут.
— Отстанут, но не сразу, и только если ты будешь смотреть на них как на несчастных, недолюбленных и туповатых зверьков. С сожалением. Вот так.
И тут папа скорчил такую жалкую физиономию, что я рассмеялся. Как-то сразу отлегло на душе.
— Если не сработает, — продолжал папа, — то есть еще один способ. Называется «Скажи мне еще». В ответ на дразнилки посмотри ему прямо в глаза с веселой улыбкой (так ты показываешь обидчику, что он для тебя — как маленькая собачка для слона) и скажи: «О, как интересно! Расскажи мне еще!». Если он будет продолжать, то получится, что он тебе подчиняется, а ты продолжай: «О, молодец, хороший мальчик! Продолжай! Слушаю тебя внимательно». А если он поймет, что ты его поймал на удочку, и прекратит, то дело в шляпе. Ты выиграл.
— А если он драться полезет?
— На этот случай мы с тобой должны подготовиться. Знаешь, когда я был в твоем возрасте, у нас в классе был мальчишка-драчун, Колька, здоровый такой. Он меня «картавым» дразнил, я тогда еще «р» плохо выговаривал. Так вот, мой папа договорился с нашим соседом — старшеклассником Никитой, и мы проделали такую штуку. На перемене Никита подошел к нашему классу, а я говорю Кольке: «Колька, вон видишь Никиту? Он хочет с тобой обсудить проблему моего „р“». «Чё?» — скривался Колька. «Я говорю, пойди, он тебе объяснит, картавый я или нет». После этого Колька что-то пропыхтел себе под нос, развернулся и пошел к выходу. Больше он меня не трогал. У тебя же такой сосед есть!
— Точно. Поговорю с ним сегодня. Но есть еще одно средство. Самооборона. Самбо, дзюдо, карате, бокс, айкидо. Давай сегодня посмотрим видео про эти единоборства, запишемся в секцию. Ок?
— Давай! Я бы на карате пошел, как Мишка. Его никто не трогает, все знают, что у него уже желтый пояс.